В РК разработан проект правил контроля за соблюдением требований к рекламе БАД
На портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения размещен проект правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований к размещению рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации.
В соответствии с проектом документа, подконтрольной является продукция (товар), которая требованиям ТС и ЕАЭС подлежит государственной регистрации и включена в перечень продукции, подлежащей государственному контролю и надзору, утверждаемый государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
К такому виду продукции относится специализированная пищевая продукция, в том числе: пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания; пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания; минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм; пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин; БАДы.
Размещение рекламы продукции (товара) осуществляется при ее соответствии законодательству в областях здравоохранения и рекламы.
Реклама продукции (товара):
1) распространяется на казахском языке, а по усмотрению рекламодателя также на русском и (или) других языках, за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств;
2) легко читается, печатается четким и разборчивым шрифтом, за исключением рекламных текстов аудио рекламы;
3) является достоверной и распознаваемой (без применения специальных знаний или применения специальных средств);
4) не вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний;
5) содержит торговое наименование продукции (товара) и название производителя;
6) содержит информацию о назначении, области применения, основных показаниях к применению и побочных действиях (при их наличии);
7) содержит сведения о категории лиц, для которых они предназначены, если указаны производителем;
8) содержит информацию о номере, дате выдачи свидетельства о государственной регистрации.
Запрещается:
1) реклама продукции (товаров), производство и (или) реализация которой запрещена законодательством Республики Казахстан;
2) реклама продукции (товаров) без государственной регистрации;
3) размещать ссылки в рекламе на рекомендации должностных лиц государственных органов, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение и (или) назначение продукции (товаров);
4) представлять в рекламе продукцию (товар) как уникальную, наиболее безопасную и эффективную без соответствующего подтверждения.
Реклама специализированной пищевой продукции исключает:
1) сравнение с лекарственными средствами и (или) обладанием лечебными свойствами;
2) призыв и (или) побуждение к отказу от здорового питания и здорового образа жизни.
Реклама специализированной пищевой продукции содержит следующую информацию:
1) сведения о составе и активных компонентах, входящих в состав, при указании производителем;
2) основные показания к применению;
3) способ применения;
4) основные побочные действия;
5) основные противопоказания;
6) особые указания по применению детьми, беременными женщинами, а также в период кормления грудью или в отношении других категорий лиц, указанных производителем.
Реклама, предназначенная для теле- и радиоканалов, интернет-ресурсов содержит информацию:
- торговое наименование продукции (товара) и название производителя;
- о назначении, области применения, основных показаниях к применению и побочных действиях (при их наличии);
- о категории лиц, для которых они предназначены, если указаны производителем;
- о номере, дате выдачи свидетельства о государственной регистрации;
- основные противопоказания;
- особые указания по применению детьми, беременными женщинами, а также в период кормления грудью или в отношении других категорий лиц, указанных производителем.
Реклама БАД в каждом случае сопровождается предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а также не должна содержать ссылки на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение и (или) назначение специализированной пищевой продукции.
В рекламе парфюмерно-косметической продукции не допускается сравнение с лекарственными средствами и (или) обладанием лечебными свойствами.
В соответствии с проектом документа уполномоченным органом проводится мониторинг рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), в отношении продукции, подлежащей государственной регистрации.
Объектом мониторинга рекламы являются:
1) теле-, радиоканалы;
2) периодические печатные издания;
3) интернет-ресурсы и сетевые издания;
4) наружная (визуальная) реклама.
Проведение мониторинга рекламы заключается в проверке соблюдения требований к размещению рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), а также наличия сведений о ее государственной регистрации в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции.
В случае выявления нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области рекламы:
1) рекламодателю и (или) рекламораспространителю направляется рекомендация об устранении выявленных нарушений;
2) к субъекту контроля и надзора применяется мера оперативного реагирования в виде изъятия с реализации продукции (товара);
3) информация о нарушителе направляется в уполномоченный орган в области средств массовой информации в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
Мониторинг представленных субъектом контроля и надзора учетной и отчетной документации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения включает в себя сверку и анализ их своевременного представления и (или) достоверности.
Источником информации для проведения профилактического контроля в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора являются сведения из информационных систем государственных органов и организаций, содержащих сведения о деятельности субъекта (объекта), подлежащих государственному контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обсуждение проекта документа продлиться до 23 января 2024 года.